+7 (495) 729-09-36
ежедневно с 10:00 до 18:00. Кроме Сб и ВС.

Блог

Необычные и редкие православные иконы

10.01.2018 | 16541просмотр | Иконы

Необычные и редкие православные иконы.

Икона является зримым напоминание Божьего присутствия в нашем материальном мире. Первые иконы известны со времен земной жизни Иисуса Христа.«В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога" - говорил некогда Иоанн Дамаскин. По преданию, традицию писать святые иконы ввел Сам Господь, посылая болящему царю Агарю Свой пречистый Лик, отпечатавшийся на полотне-убрусе после того, как Он оттер им воду. Пресвятую Богородицу, с Ее благословения, писал первый иконописец - апостол Лука, а традиция изображать святых на иконе восходит к чуть более поздним временам и тесно связана с наукой агиографией.

Многочисленные Вселенские Соборы с первых времен христианства собирали под своей крышей видных богословов и философов. Частой практикой таких собраний становилась тема, волнующая умы большинства - допустимо ли писать на полотнах и досках изображения Всемогущего Бога, и, если допустимо, то в какой ипостаси. Трулльский  (5-6) Собор запретил любое изображение Господа, кроме Его человеческой сущности, так как эту ипостась Он явил Сам, тем самым благословил будущих иконописцев. Но уже в 8 веке Церковь впала в ересь, увлекаясь опасным течением иконоборчества, и лишь на 7 Вселенском Соборе, роль иконы упрочнилась утвержденным Догматом об иконопочитании.

В раннем Средневековье Западная и Восточная церковь, не найдя точек соприкосновения для дальнейшего совместного становления, расходятся. С этого момента разнится и понимание иконы. Диким и простым варварам, завоевавшим весь Запад сложно понять тонкую возвышенность духовной живописи Византии, куда проще видеть по земному осязаемые статуи многочисленных святых, и картины на христианские сюжеты. Западное христианство формировалось единственно возможным для тех условий и времен путем.

Восточное же христианство продолжало идти своей сложной дорогой духовного становления. Накопленные долгим аскетизмом и глубокой верой знания ведущих богословов Византии, сформировали единый иконографический канон, используемый ортодоксальной Церковью и по сей день.

Троица Андрея Рублева, Спас Вседержитель, Иконы Богородицы: Казанская, Владимирская, Донская, всевозможные удивительные лики святых - все это творения разных иконографических периодов, разных талантливых мастеров. Такие разные, но при этом единые, мы много о них знаем, часто видим в повседневной жизни: в убранстве храмов, в красном углу домашнего иконостаса. Это привычные нам иконы, к которым каждый день возносятся миллионы молитв. Но есть святые образы, о которых мы знаем очень мало, а порой и совсем ничего. С некоторыми из таких необычных икон восточного канона хочется познакомить сегодня нашего читателя.

***

Начнем с иконографического образа Триединого Бога "Троица Новозаветная", которая поделилась на семь самостоятельных икон, о каноничности которых до сих пор идут споры. Есть мнение, что подобный сюжет появился на стыке с западным искусством. Апостол Иоанн Богослов говорил, что Бога не видел никто и никогда, разумеется, речь идет о Боге-Отце. Сущность Бога-Сына была раскрыта через Иисуса Христа, соответственно, все канонические изображения Троицы должны писаться через образ Сына, что в данной иконографии  не соблюдается.

      • Сопрестолие Икона, изображающая по правую руку Бога-Отца, в виде седовласого старца в сияющих одеждах, по левую руку написан Бог-Сын в привычном для нас образе Иисуса Христа Царя-Вседержителя, посередине парит Бог-Святой Дух, символически изображенный в виде Голубя с исходящим от Него светом.

 

      • Отечество На данной иконе Бог Отец, восседающий на троне, вновь предстает в виде Старца в сияющих одеждах, на коленях Своих Он держит Младенца Христа (иконографического типа Эммануил), Который, в Свою очередь, держит шар-света в центре которого Бог-Святой Дух.

 

  

      • Всевидящее Око Божие Необычная икона, полная глубокого смысла. В центре сферического изображения, символизирующего Вселенную находится Бог-Сын иконографического типа Эммануил, от Него четырьмя диагональными лучами исходит сияние, указывающее в четыре стороны на четырех тетраморфных (лев, бык, орел, человек) Апостолов (предположительно, 4 стороны света, в которых было распространено Евангелие). В сегментах второй сферы круга изображены черты божественного Лика, в третьей сфере, чаще всего, изображается звездное небо в центре которого Пресвятая Богородица с распростертыми руками типа Оранта, последний круг венчает изображение Бога-Саваофа и высших огненных ангелов.

 

  

Оставшиеся иконы иконографического ряда «Троица Новозаветная», такие как Распятие в лоне Отчем, Саваоф, Единородный Сыне и Слове Божий, Шестоднев, практически не признаются современными  деятелями богословия. Большинство святителей и православных философов убеждены, что на изображения Бога-Отца существует строгий запрет.

***

Помимо Пресвятой Троицы, встречаются уникальные иконы Господа Иисуса Христа, например  Творец живота и Спас Благое Молчание.

      • Творец живота — это относительно современный образ Иисуса Христа, изображенного в каноне Вседержитель, внешне напоминает многие иконы Спасителя данной иконографии, но с одним различием: вместо Евангелия в левой руке Он держит человеческого младенца, а точнее зачаток зарожденной жизни — эмбриона. Икона говорит нам о том, что любая жизнь на земле предопределена Божией Волей. Образ Творец живота, покровительствует медицинским работникам и помогает младенцам родится на свет.

 

 

      • Спас Благое Молчание — очень необычная и красивая икона Господа. На ней Сын Божий изображается в виде прекрасного Ангела. «Господь Вседержитель … был, есть и грядет» - писал Иоанн Богослов в своем Откровении. Данный образ удивителен тем, что не относится к земному-человеческому воплощению Христа, это предвечная ступень до Рождения Спасителя на свет. Икона Спас Благое молчание — это Господь, который был, Спас Нерукотворный и Вседержитель — это Господь, который есть, Спас в Силах — это, Тот Спаситель, который грядет во времена Страшного Суда. Тем не менее, все эти состояния единовременно и предвечно присутствуют в Боге.

 

 

 

***

Икон Пресвятой Богородицы достаточно много, но в нашей беседе, мы коснемся двух редких, и очень нежных иконописных изображений Божией Матери.

      • Первая икона, о которой хочется рассказать, была явлен в Грузии, в монастыре Дибри во время реставрации древних фресок, и называется Непраздная, или Чревоношение Божественного Младенца. На ней Богородица написана в период светлого ожидания Младенца Христа. Это история со страниц Святого Евангелия, которая рассказывает о том, как святой праведный Иосиф узнал, что обрученная ему Дева «имеет во чреве от Духа Святаго» и желал тайно отпустить Её (Мф. 1:18-19). Богородица предстоит, поднявши правую руку к голове, утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает» и является Девой (Лк. 1:34). Правящий архиерей Русско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви митрополит Иов (Акиашвили) благословил в 2001 году написать список иконы «Непраздная» с изображенной на фреске, что и было исполнено иеромонахом Иоанном Оханашвили. Перед иконой молятся о даровании детей и их здравии.

 

   

      • Второй редкий образ Пресвятой Богородицы называется Первые шаги. Самая необычная деталь этой иконы в том, что Христос, Сын Марии, уже не младенец, каким мы привыкли видеть его в классической иконографии. Спаситель написан трогательным ребенком, который совершает свои первые шаги под пристальным вниманием заботливой Матери. Он протягивает Ей Свои ручки, и она бережно страхует Его в первых попытках самостоятельных шагов. Это очень нежный образ, полный умиления. Перед образом молятся за детей, просят Царицу Небесную защитить их и оградить от всякого зла.

 

 

***

Иконописные изображения святых появляются с ранних времен христианства. Апостолы и мученики — первые, кого стали изображать после Бога и Богородицы. В настоящее время, иконография святых насчитывает более 1000 образов. Вот некоторые из них, которые мало знакомы современному православному христианину.

      • Святой мученик Христофор Псеглавец — несправедливо забытый современным миром святой. Возможно, забытью он был предан из-за его непривычного иконографического вида. На иконе святой написан - с головой пса. Безусловно, образ этот символичен. Зооморфному изображению есть несколько объяснений: первое гласит, что взятый в ходе сражения римлянами в плен, дикий выходец из племени берберов (что на территории Египта) был настолько силен и свиреп, что походил не на человека, а на животное. Вторая трактовка образа исходит от обратного — некий берберский воин, носивший до крещения имя Репрев, был настолько статен и красив, что не мог избежать греховной жизни, тогда он, уверовавший во Христа, вымолил Бога обезобразить его до неузнаваемости. Бог услышал молитвы Своего раба и сделал лик его подобным звериной морде.

В конце жизни святой творил множество чудес и приводил к истинной вере язычников. За это его возненавидел император Деций Траян и повелел жестоко пытать. Пытки не привели к успеху, и мученика пришлось обезглавить. Вот такая удивительная жизнь раннехристианского святого, и не менее удивительный его иконописный образ.

Противников написания икон с головой пса было немало. Одним из них, например, был святитель Дмитрий Ростовский. По его запросу было даже заведено дело в Священном Синоде, но оно так и не сдвинулось с места, эту проблему официально так не разрешили. В одних храмах образ святого Христофора писали с головой человека, а в некоторых лавках так и продолжали предлагать верующим первоначальный вариант с головой животного., что  свидетельствует нам о многообразии религиозности русских верующих в 17-19 веках.

 

 

      • Митрофан Пекинский и Собор китайских святых

Священник, великий катехизатор китайского народа, был замучен страшными пытками во время Боксерского восстания 1900 г., вместе с 70-ю православными христианами. Жизнь свою прожил скромно и тихо, часто поносил обиды и оскорбления. В 1879 году, слушаясь наставления архимандрита Флавиана (Городецкого) принял священнический сан. Для русского взгляда, икона Священномученика Митрофана Пекинского выглядит непривычно, но полностью соответствует православному восточному канону.

 

       

      • Икона пророка Ионы, выпускаемого из чрева кита — очень редкая икона, чтобы посмотреть на нее необходимо пройти и проехать не один город. Икона изображает ветхозаветный сюжет. Господь призвал Своего пророка, чтобы тот шел в грешный город Ниневию и проповедовал там истинную веру. Однако, пророк Иона не захотел исполнять волю Божию, вместо этого он решил отплыть на корабле в долгое путешествие. Разозлился Господь и велел стихии проучить непокорного человека. Послал страшный шторм. Понял Иона волю Бога, но было слишком поздно. Тогда пророк повелел выкинуть его с корабля, как только это было сделано, шторм успокоился, однако злоключения на этом не остановились. Из пучины вод выплыл гигантский кит, который по Вышнему велению проглотил Иону. Три дня и три ночи плакал и молился пророк Господу, чтобы тот помиловал и выпустил его  из чрева кита. Господь услышал и простил. Кит изверг неповрежденного Иону на берег. Восхваляя Бога за проявленную милость, пророк Иона пошел в Ниневию. Многих язычников обратил он в истинную веру. Вот такой необыкновенный образ, служащий для нас напоминанием, как важно в этой жизни исполнять Волю Божию и придерживаться Заповедей Его.

 

Вы также можете посмотреть:

  • Иконы в рамках для церковных лавок

  • Иконы храмовые в раме под стеклом

    ЭКОНОМ вариант для строящихся и восстанавливающихся храмов!
    Иконы на холсте или пластике в красивом багете под стеклом. Наша мастерская изготавливает бюджетный вариант храмовых икон в раме под стеклом. Само изображение иконы наносится либо на холст, либо на пвх, рама представляет собой пластиковый багет. В разделе приведены стоимости печатных икон стандартных размеров.

  • Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

    Более чем 500 летнюю историю ведет Псково-Печерский монастырь, основанный в 1473 году в северо-западных землях Древней Руси. По преданию, именно в этих краях родилась Великая княгиня Ольга, первая равноапостольная княгиня, просветившая языческий мир светом христианства. 

  • Создание домашнего иконостаса.

    Давней и светлой традицией является создание домашнего иконостаса. Каждому христианину, соблюдающему молитвенное правило, полагается отвести место под Красный Угол, в котором будут находиться иконы Иисуса Христа, Богоматери и почитаемых в доме святых.

  • Печатные иконы на досках

    Печатные иконы на досках - это идеальное сочетание высоких технологий и канонов русской православной иконописи.

    Доски для икон изготавливаются из липы с дубовыми шпонками со строгим соблюдением традиционных рецептур.

Задать вопрос

Пусть о нас узнают ваши друзья:
Задать вопрос
наверх