+7 (495) 729-09-36
ежедневно с 10:00 до 18:00. Кроме Сб и ВС.

Изготовление иконостасов

C апреля 2015 года наша студия стала партнером Программы строительства православных храмов в Москве «200 Храмов»При изготовлении печатных икон и иконостаса используется цифровая печать на холстах и пластиковые багеты. Тело иконостаса, если оно отсутствует, изготавливается из современных OSB панелей на деревянном каркасе. После демонтажа напечатанные иконы не повреждаются. Создавая иконостас или печатные иконы, мы строго следуем иконописным канонам. Файлы для печати икон мы тщательно подбираем, сканируем полиграфические или фотографируем рукописные образы. 

Наш вариант очень удобен настоятелям новых приходов, особенно, для тех, у кого нет крупного благотворителя и все строительные работы и труды по благоустройству храма лежатся на плечи общины. Наши печатные иконы для иконостаса будут служить вашему приходу не один год.

«Я видел человеческий образ Бога, и спасена душа моя..» — скажет преподобный Иоанн Дамаскин в своем бессмертном богословском труде «Точное изложение православной веры. Защита святых икон». Мы входим в храм, и Лик Прекраснейшего из Сынов Человеческих проникает в нас буквально отовсюду благодаря иконам, фрескам, мозаикам. Образы Христа, Богородицы, святители, мученики, преподобные – каждый из них всей своей жизнью свидетельствует о подвиге Спасителя, а их иконографии, открывают для нас мир «паки бытия», заставляя снова и снова задумываться о Вечном, призывая к молитве.

В православном храме нас окружает множество образов, и кажется, разве не достаточно изображений на столпах, куполе и стенах. Однако есть иконостас – наиболее таинственная часть храма, с одной стороны скрывающая Святую Святых — алтарь, с другой стороны являющая нам Церковь земную и Небесную. Это алтарная преграда. И, как пишет о. Павел Флоренский, «иконостасом можно было бы именовать кирпичи, камни, доски. Но он есть граница между миром, видимым и невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение». Именно эта часть храма заставляет нас увидеть Слово Божье во всей полноте.

Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианского искусства. Не случайно оно получает особое развитие на Руси в период расцвет монашества, становясь национальным символом, воплощающим саму идею православного храма. Удивительно традиционное оформление иконостаса: полотенца и Крест. Полотенца заставляют нас вновь оказаться в Сионской Горнице, когда мы становимся свидетелями Тайной Вечери, и видим Спасителя умывающего ноги свои ученикам.

Местный ряд являет нам образы Христа и Богородицы. Евангелие и благословляющий жест – образ милости и истины, которые приносит Христос на землю. «Аз есмь путь и истина и живот», — говорит Он, Его Пречистая Матерь – та, которая ведет нас по этому пути. Здесь рядом с образом Христа – храмовая иконы, во имя которой освящен главный престол. Открывающиеся Царские Врата являют нам мир «паки бытия» и подобны Книге, благовествующей о Царствии Небесном. Смысл Евангельского благовестия несут образы, традиционно изображаемые на Царских Вратах. Северные и южные диаконские врата – служебные. И здесь мы видим, как правило, сослужителей Небесной литургии: святых мучеников Стефана и Лаврентия или ангелов. Ибо сам «иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, чтó по тý сторону плоти».

Праздничный ряд являет нам события, связанные с земной жизнь Спасителя, двунадесятые и великие праздники, особо чтимые православной Церковью. Однако это не последовательная иллюстрация евангельской истории – это события, важнейшие этапы Божественного домостроительства нашего спасения.

Дейсис. Это смысловой центр иконостаса, объединяющий в себе всю вселенную, мир земной и Небесный, Ветхий и Новый Заветы. Ядро этого ряда – Спас в Силах, образ Грозного и Милостивого Судии, явившегося судить мир. Основная тема Дейсиса – моление церкви за мир и торжество земной и Небесной Церкви. Предстоящие Царю Богородица  — милость и Иоанн Предтеча – истина, достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной. Поэтому этот ряд символически не имеет окончания и замыкается на тех, кто сегодня реально предстоит Христу.

Пророческий и праотеческий ряды, являя собой ветхозаветных пророков от Моисея до Христа и ветхозаветных патриархов от Адама до Моисея с соответствующими текстами на свитках, представляют ветхозаветную церковь, завершают традиционный образ иконостаса, подтверждая единство Ветхого и Нового заветов.

Таков классический иконостас, каким его писали Феофан Грек и Андрей Рублев, Даниил Черный и Прохор с Городца. В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире. Сегодня понимание истинного смысла иконостаса требуется в еще большей степени, чем в XV веке. К нам, сегодняшним обращены слова о. Павла Флоренского, писавшего, что именно иконостас «указывает… полуслепым, на тайны алтаря, открывает … хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственною их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном».

Задать вопрос

Пусть о нас узнают ваши друзья:
Задать вопрос
наверх