Необычные и редкие православные иконы.
Икона является зримым напоминание Божьего присутствия в нашем материальном мире. Первые иконы известны со времен земной жизни Иисуса Христа.«В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога" - говорил некогда Иоанн Дамаскин. По преданию, традицию писать святые иконы ввел Сам Господь, посылая болящему царю Агарю Свой пречистый Лик, отпечатавшийся на полотне-убрусе после того, как Он оттер им воду. Пресвятую Богородицу, с Ее благословения, писал первый иконописец - апостол Лука, а традиция изображать святых на иконе восходит к чуть более поздним временам и тесно связана с наукой агиографией.
Многочисленные Вселенские Соборы с первых времен христианства собирали под своей крышей видных богословов и философов. Частой практикой таких собраний становилась тема, волнующая умы большинства - допустимо ли писать на полотнах и досках изображения Всемогущего Бога, и, если допустимо, то в какой ипостаси. Трулльский (5-6) Собор запретил любое изображение Господа, кроме Его человеческой сущности, так как эту ипостась Он явил Сам, тем самым благословил будущих иконописцев. Но уже в 8 веке Церковь впала в ересь, увлекаясь опасным течением иконоборчества, и лишь на 7 Вселенском Соборе, роль иконы упрочнилась утвержденным Догматом об иконопочитании.
В раннем Средневековье Западная и Восточная церковь, не найдя точек соприкосновения для дальнейшего совместного становления, расходятся. С этого момента разнится и понимание иконы. Диким и простым варварам, завоевавшим весь Запад сложно понять тонкую возвышенность духовной живописи Византии, куда проще видеть по земному осязаемые статуи многочисленных святых, и картины на христианские сюжеты. Западное христианство формировалось единственно возможным для тех условий и времен путем.
Восточное же христианство продолжало идти своей сложной дорогой духовного становления. Накопленные долгим аскетизмом и глубокой верой знания ведущих богословов Византии, сформировали единый иконографический канон, используемый ортодоксальной Церковью и по сей день.
Троица Андрея Рублева, Спас Вседержитель, Иконы Богородицы: Казанская, Владимирская, Донская, всевозможные удивительные лики святых - все это творения разных иконографических периодов, разных талантливых мастеров. Такие разные, но при этом единые, мы много о них знаем, часто видим в повседневной жизни: в убранстве храмов, в красном углу домашнего иконостаса. Это привычные нам иконы, к которым каждый день возносятся миллионы молитв. Но есть святые образы, о которых мы знаем очень мало, а порой и совсем ничего. С некоторыми из таких необычных икон восточного канона хочется познакомить сегодня нашего читателя.
***
Начнем с иконографического образа Триединого Бога "Троица Новозаветная", которая поделилась на семь самостоятельных икон, о каноничности которых до сих пор идут споры. Есть мнение, что подобный сюжет появился на стыке с западным искусством. Апостол Иоанн Богослов говорил, что Бога не видел никто и никогда, разумеется, речь идет о Боге-Отце. Сущность Бога-Сына была раскрыта через Иисуса Христа, соответственно, все канонические изображения Троицы должны писаться через образ Сына, что в данной иконографии не соблюдается.
Оставшиеся иконы иконографического ряда «Троица Новозаветная», такие как Распятие в лоне Отчем, Саваоф, Единородный Сыне и Слове Божий, Шестоднев, практически не признаются современными деятелями богословия. Большинство святителей и православных философов убеждены, что на изображения Бога-Отца существует строгий запрет.
***
Помимо Пресвятой Троицы, встречаются уникальные иконы Господа Иисуса Христа, например Творец живота и Спас Благое Молчание.
***
Икон Пресвятой Богородицы достаточно много, но в нашей беседе, мы коснемся двух редких, и очень нежных иконописных изображений Божией Матери.
***
Иконописные изображения святых появляются с ранних времен христианства. Апостолы и мученики — первые, кого стали изображать после Бога и Богородицы. В настоящее время, иконография святых насчитывает более 1000 образов. Вот некоторые из них, которые мало знакомы современному православному христианину.
В конце жизни святой творил множество чудес и приводил к истинной вере язычников. За это его возненавидел император Деций Траян и повелел жестоко пытать. Пытки не привели к успеху, и мученика пришлось обезглавить. Вот такая удивительная жизнь раннехристианского святого, и не менее удивительный его иконописный образ.
Противников написания икон с головой пса было немало. Одним из них, например, был святитель Дмитрий Ростовский. По его запросу было даже заведено дело в Священном Синоде, но оно так и не сдвинулось с места, эту проблему официально так не разрешили. В одних храмах образ святого Христофора писали с головой человека, а в некоторых лавках так и продолжали предлагать верующим первоначальный вариант с головой животного., что свидетельствует нам о многообразии религиозности русских верующих в 17-19 веках.
Священник, великий катехизатор китайского народа, был замучен страшными пытками во время Боксерского восстания 1900 г., вместе с 70-ю православными христианами. Жизнь свою прожил скромно и тихо, часто поносил обиды и оскорбления. В 1879 году, слушаясь наставления архимандрита Флавиана (Городецкого) принял священнический сан. Для русского взгляда, икона Священномученика Митрофана Пекинского выглядит непривычно, но полностью соответствует православному восточному канону.
Вы также можете посмотреть:
ЭКОНОМ вариант для строящихся и восстанавливающихся храмов!
Иконы на холсте или пластике в красивом багете под стеклом. Наша мастерская изготавливает бюджетный вариант храмовых икон в раме под стеклом. Само изображение иконы наносится либо на холст, либо на пвх, рама представляет собой пластиковый багет. В разделе приведены стоимости печатных икон стандартных размеров.
История монастыря начинает свое летоисчисление с 1350 года. Это было тяжелое и мрачное время для Руси. Изнуряющее монгольское завоевание усиливалось эпидемией чумы, и доводило людей до отчаяния, появлялась необходимость в духовной поддержке. Именно в это время Господь дарует земле русской множество святых угодников, которые беспрестанно молились о мире, уединившись в созданных ими монастырях.
Этим вопросом задаются многие люди, только начинающие своё знакомство с православной иконографией.